Кудали
Меню сайта
Форма входа
Погода
Главная » Статьи » Статьи » Село

Кудали в средневековье 2

О  мудрости и силе кудалинского  хана  Ибрагима шли легенды. Об этих качествах и величии Кудалинского хана повествуется в поэме,  сложенной М.Османовым на основе устного фольклора:                                                                              
...ТIаде кумек гьаризе гьазда ракIалде ккола,
Куделдерил ханасде сардилъ чапар витIула,
Радал куделдерил хан хехго тIаде вахъуна,
Нусго нукарги  вачун чуятIа кьалал лъола,
Гьанже куделдерил хан кагъат хъвазе лъугьуна,
Хундерил хан ахIизе ас рекIарав витIула,
ТIагьадиве чи витIун ГIалисканди  ахIула,
Ал киналго ракIарун кIудияб руккел лъола.
Гьаб кьуру ккун тIадехун тIолабго ракь дир буго,
Дир маслихIаталда гьал разилъун чIезе руго,
Кьуру бегун гъоркьехун ракь дуда кодоб буго,
Куделдерил ихтияр эб ракьалдаги лъала.
Дол ун ратизе руго Ибрагьимил ракьалде-                   
Дир хъат базе кIолареб куделдерил бакIалде.
Хундерил Нуцалица ццин нахъе бакIарула,
Куделдерил ханасде хехав чапар витIула.
ТIекъал жал гьарулезе, зулмуял гъачагъазе,
Кумек гьабугейилан гьарараб кагъат хъвала.
Гьадаз витIарав чапар Кудалив щун рештIуна,
Асдаго цадахъ цояв Заркъолазулги  щола,
КIиявго витIун чияс кагътал досухъе кьола,
Кьалда жанир жал рукIин кIияцаго бицуна.
Ибрагьим гьаб харбица цо минуталъ хагала,
Хадув вазирги ахIун эсда ургъел бикьула,
Кьалда эв тогейилан, гурхIел гьабун лъикIилан,
ЛъикIал руккел чагIазгин вазирас гIакъло.

По преданиям и рассказам старожилов аула во владении кудалинского хана Ибрагима находилась огромная территория,  которая простиралась от ТIоркъи-меэра до Арак-меэра. На этих   землях располагались следующие села:
1. Кудалиб                   I3.  Дарада
2. Ухичуриб                 I4.   Мурада                                                           
3. ЦIадгьар                  I5.  Ипола                                 
4. Къавохъ                  I6.  Тунзиб                
5. Гьунабазул белэр    I7.  Куллиб  
6. КIибичIараб гамачI  I8.   Багъаноб                        
7. Сидохъ                    I9.   Хъуллиб   
8. Кудаламаарда         20.   Хъварада               
9. Агьадиб                   2I.   Хъвартихьуниб 
10.  Силя                    22.   МагIлиб    
11.  Укикь                  23.   ГIахъущалиб                    
12.  Горбониб

По рассказам старожилов аула Маали, записанным местным краеведом и школьным учителем Али Магомедбеговым: "...после ухода грузинов (?) с их территории, земли маалинские заняли кудалинцы. В те годы кудалинцы приезжали туда ради охоты на туров, а мясо на конях увозили домой. Даже основание самого села относится к выходцам из Кудали. Ежегодно из Кудали на постоянное жительство приезжали по 5-6 семей. Был и такой обычай - покойника из с. Маали переносили на коне в Кудали на хоронение".  На самом деле, по настоящее время определенная часть старинного Кудалинского кладбища называется "МагIладерил хIобал", т.е. "маалинские могилы".  Как известно, "грузинами" в нагорном Дагестане традиционно называли население, исповедовавшее христианство (так как церковным языком веры был грузинский). Окончательное падение позиций христианства в Андалале исследователи относят к концу XVI - началу XVII веков. Возможно, описываемые маалинскими старожилами события  восходят именно к этому  периоду.
Краевед и школьный учитель с. Хвартикуни Магомед Абдусамедов записал другой интересный рассказ местных старожилов: "...Некогда  с.Кудали было большим селением. Насущной потребностью его жителей стало расширение земель. Один  кудалинец, огромного роста и большой физической силы, за что  получил прозвище "Хъарт" (т.е. "ведьма"), обустроился на тех землях, где ныне расположен аул Хвартикуни. За ним последовали другие. Место, куда они переселялись, между собой они называли  "Хъартил кули", т.е.  "хутор Хъарта". Когда на этом месте прочно обустроилось до 15-20 семей, они решили обособиться от своего родного аула.  В чем именно заключалось или выражалось стремление к обособлению неизвестно, но говорят, что на этой почве между  аулами, старым и новым, возникли серьезные трения. В частности, "материнский" аул требовал, чтобы  новоаульцы-хвартикунинцы продолжали  хоронить своих людей на кудалинском кладбище. Однако для последних это требование было  несколько обременительным - весь долгий и тяжелый путь из Хъартил-кули и МагIли-кули в аул Кудали покойника несли  на плечах. В конце-концов новоаульцы все же отстояли свое право на самостоятельное существование.  Эти события восходят приблизительно к XVI - XVII векам".

Подобного рода предания существуют и в с. Тунзиб Гергебильского района. На старинном аульском кладбище датированным могилам выходцев из Кудали  переселенцы-основатели Тунзиба  появились здесь лет 300 тому назад.10 Сохранилось еще одно предание территориального порядка, по которому несколько столетий тому назад несколько бездомных семей искали себе место под небом. На совете союза андалалских сел было принято решение раскидать семьи по разным селам, и только кудалинский хан предложил им всем земли на берегу реки Кара-Койсу (ныне так называемой "Салтинской почты"), но на правах райатов кудалинцев. Предложение было принято.

По рассказам старожилов, аул Рихьуни был основан  переселенцами из различных аулов, в том числе и из Кудали. 11 А на месте нынешнего аула Мурада в далеком прошлом находился кудалинский хутор. Это было хорошее место, окруженное горами -  со множеством источников, широкими дорогами, с густыми лесами, хорошими лугами, высокими урожаями полей. Называли этот хутор Мур. На нем проживали Нурич, Кудияв, Амирали, Алидада, Халима, Гитинахма. Все, кто приезжал сюда с какой либо нуждой, уезжал отсюда довольный - всего здесь было вдоволь. Когда хутор разросся, кудалинцы назвали хутор "Мурада" - за исполняемые здесь их цели и надежды.12По преданиям аул ХIабши был основан переселнцами из аулов Телетль, Кутиша, Чугли, Аракани, Кудали. 13

Кудалинские ханы были известны своими захватническими устремлениями. В первую очередь они были направлены на соседние земли салтинцев. На этой почве между аулами происходили частые вооруженные столкновения.  Обладавшие численным перевесом и значительной силой, кудалинцы приезжали в Салта на праздники, вели себя надменно, срывали с мужчин папахи, силой заставляли танцевать девушек и т.п. И вот однажды, не выдержав, салтинцы в драке убили 18 человек кудалинцев. Воинственные кудалинцы тут же окружили Салта. Только одной женщине удалось вырваться из аула и сообщить об этом Цудахарцам и Куппинцам. Те поспешили на помощь. В результате схватки было убито около 100 кудалинцев.14
В историческом фольклоре часто встречаются сведения о совместном выступлении салтинцев и цудахарцев против кудалинского хана. Одно из таких сражений  закончилось гибелью хана.15

Салтинцы не мало терпели в прошлом от кудалинских правителей. В письме  некоего Юсупа из Салты кудалинскому  хану, датированное 1774 г., говорится: "Ты заставляешь издеваться своих людей над нашими людьми. Ваше село большое, у вас много народу. То, что ты заставляешь издеваться над нами, противоречит Корану. Оставьте нас в покое. В противном случае Вас накажет Бог".

Салтинцы были вынуждены искать поддержку соседей и прежде всего - куппинцев и цудахарцев. Об этом  говорит обращение в XVIII в. салтинцев к цудахарцам за помощью в защите от  нападений на них кудалинцев. Старшины салтинцев, явились в цудахарскую мечеть и настойчиво просили цудахарцев принять их под свою защиту. Цудахарцы  решили подать руку помощи салтинцам и быть их защитою. Это ухудшило взаимоотношения цудахарцев с андалалцами.16 И только 12 лет спустя, благодаря посреднической деятельности андалалских аулов были установлены отношения между кудалинцами и цудахарцами.

Годеканский рассказ. За рекой Кара-Койсу находился маленький, но воинственный аул Кулиб. На том месте, где сейчас поселок Гергебильская ГЭС, проходила торговая дорога, на которой кулибцы обычно устраивали засаду и грабили людей. От  них чаще всего страдали гергебильцы и кудалинцы.
Жители двух этих аулов решили наказать разбойников. Они пришли к мысли, что перейти реку и атаковать Кулиб невозможно -  их тут же сбросили бы в Койсу. Решили  завладеть аулом хитростью.  Жители Гергебиля и Кудали сообщили кулибцам, что в знак примирения хотят устроить большое угощение, причем место проведения пусть выбирают сами кулибцы. Те стали думать: пускать в хутор своих не раз ими ограбленных   соседей опасно, ехать к ним еще опаснее, а угощения попробовать хочется. Тогда предложили: "Давайте пировать на дороге, что напротив нашего аула?". И еще потребовали, что бы угощающие прибыли без оружия. Так и было: у прибывших на пир - одни ремни на поясах. Но оказалось, что гергебильцы и кудалинцы спрятали оружие в больших сосудах, наполненных вином до краев. Когда кулибцы, ничего не подозревая, беззаботно пировали, вдруг прозвучала команда: "Урожай поспел, надо убирать!".  В одно мгновение все кулибцы были до единого перебиты.

Категория: Село | Добавил: Kudali (19.06.2013)
Просмотров: 2284 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




 Email общества
   Kudali777@mail.ru



Лицевой счёт
Яндекс
41001719838369




Поиск